ПРЕДИСЛОВИЕ

Наше исследование оказалось возможным осуществить благодаря доброжелательному отношению к нам руководителей школ и учителей, к которым пришлось обращаться.
          Систематические наблюдения за работой учителей и первоначальную проверку разрабатываемых методов мы проводили в 162 ленинградской школе. Большой педагогический коллектив школы во главе с директором Е. Г. Кругловой заинтересованно относился к нашей работе и неоднократно обсуждал ее на своих совещаниях. Учителя этой школы: А. П. Наумова, Л. Н. Гаврилова, А. Я. Гавриленко, В. Н. Панферова, С. А. Брейдо охотно принимали нас на своих уроках и активно участвовали в обсуждении нашей работы. Особенно тщательно и систематически на протяжении четырех лет мы исследовали работу учительницы этой школы А. П. Наумовой, великолепного мастера своего дела, каждый урок которой был совершенен не только с педагогической, но и эстетической точки зрения.
          Позволили нам изучить свою работу и учителя других школ: В. Р. Визгалов, Н. Б. Мещерская, Т. Н. Попова, М. А. Шинева, Г. М. Столбова, А. П. Кислицына, А. Н. Зубникова, Т. В. Полякова, И. А. Леонтьева, Е. С. Старопопова, Е. Д. Моисеенко, Е. И. Солдатова, В. В. Голубева, Э. А. Максимова, О. Р. Лисицына.
          В исследовании использованы характеристики различных сторон деятельности учителей, данные директорами и завучами школ. Охотно откликнулись на нашу просьбу о таких характеристиках директора и завучи ленинградских школ (в скобках даны номера школ): Е. Г. Круглова, Е. И. Грован, П. Л. Кругляк, Л. Н. Гаврилова (162), З. И. Кучинская (325), Р. А. Кроль (173), М. В. Назарова (163), Л. Р. Вершигора (175), П. Н. Николаев (107), И. В. Кудрявцев (318), М. Н. Рыбалко (239), А. Ф. Пылль, Л. С. Рогужкина (308), М. А. Орефьева, Л. Д. Савельева (320), Е. А. Быкова (85), Е. Я. Макарова (30), М. И. Каптюгов (317), Е. В. Федорова (290), З. Н. Смирнова (22), А. А. Белоликова (126), А. А. Шкуратова (61), К. И. Изотова (10), В. А. Нечаева (28), И. А. Храмцов (20), С. Д. Копендюхин (34), А. А. Мордвинов (27), директора и завучи школ г. Гатчины, ст. Вырицы, ст. Володарская.
          В сборе материалов нам помогли учителя А. С. Пигарева (38), И. А. Прохватилова (126), Б. В. Борисов (г. Адлер), В. А. Вагнер (г. Саратов), аспиранты кафедры педагогики ЛГУ М. Г. Саггетдинова, Г. А. Лопато, М. П. Чуковенкова, Л. Н. Лесохина. В статистической обработке материала участвовали С. И. Смирнова и Н. В. Голубева.
          Исследование осуществлялось на кафедре педагогики Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. Особенно большую поддержку и помощь нам оказали проф. А. Г. Ковалев, проф. Ю. А. Самарин, доктор пед. наук Е. И. Зейлигер-Рубинштейн.
          Возможность ознакомиться с новыми направлениями в области социологических исследований и социальной психологии, получившими развитие в последние годы на философском факультете ЛГУ, нам предоставили В. А. Ядов и Е. С. Кузьмин в лабораториях, ими возглавляемых.

          Наша особая благодарность - проф. Б. Г. Ананьеву за научную консультацию и помощь в разработке данной проблемы.

          Всем людям, содействовавшим данному исследованию, автор приносит искреннюю и глубокую благодарность.