ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из парадоксов профессиональной подготовки учителей в педагогических вузах, колледжах, училищах России является отсутствие среди обязательных учебных предметов специфических, раскрывающих теоретические основы и прикладные знания в такой внутренне значимой и тонкой области, как конфликты в отношениях между действующими лицами и участниками учебно-воспитательной деятельности. Как будто повседневные заботы и обыденные дела учителя, классного руководителя, директора школы и его помощников проходят без столкновений, без разногласий. Как будто в педагогическом коллективе не возникает враждующих группировок и неприязни коллег друг к другу, а отдельных учителей к отдельным учащимся или даже ко всему классу.
          Странно и то, что в научно-педагогических и психологических исследованиях проблемы конфликтогенности и стрессогенности школьных и вузовских событий находят свое отражение, а готовить студентов к рациональному поведению в подобных ситуациях не считается нужным. Не будем вдаваться в причины такого невнимания разработчиков вузовских учебных планов к внутреннему миру участников педагогического процесса. Однако в настоящее время педагогическое образование в России переживает коренные изменения и вряд ли вызовет сомнение потребность ввода в систему базовых дисциплин конфликтологии и стрессологии в педагогической деятельности. В нашей практике работы со студентами проводятся экспресс-исследования по анализу и оценке фактов, пережитых в период школьного детства. На вопрос о причинах слез учащихся и распространенности подобного выражения их эмоций были получены следующие результаты. Плакали в школьные годы - 80%. Доминирующими причинами слез оказывались несправедливость учителей, обида и физические насилие сверстников и старших учащихся. Были свидетелями слез учителей около 50%. Испытывали состояние депрессии почти все.
          Еще более убедительными служат драматические последствия конфликтов и стрессов, которые приводят к дезертирству детей из семьи и школы, самоубийству несовершеннолетних. Но это, как принято говорить, запредельные случаи. Остаются вне регистрации и в стороне от учительского внимания кратковременные и средневременные переживания учащихся и их наставников. Чем-то обыденным и не заслуживающим тщательного профессионального рассмотрения кажутся нам ежедневные нервногенные происшествия в школьной действительности.
          Педагогическая наука и практика далее не могут оставлять в стороне внутренний эмоциональный мир участников образовательно-воспитательного процесса. Нервное напряжение учителя и учащегося на уроках, психическое напряжение педагога в диалоге с инспектором школьных органов управления, стычки с недисциплинированными школьниками, возникающие в результате этого психические переживания не могут быть сугубо личным делом каждого. В профессиональной подготовке учительства должны найти свое место научно обоснованные толкования конфликтов и негативных психических состояний, возникающих при взаимодействии участников педагогического процесса.
          Это необходимо в связи с двумя тенденциями: гуманизацией всей системы образования в России и активизацией межнаучных связей педагогики. Первое из событий - гуманизация образования потребовало таких дидактических конструкций, где бы раскрывался не только инструментарий познавательной деятельности. Гуманизация взаимодействия учащего и учащегося потребовала интегрирования дидактических действий и операций с теми психическими состояниями, которые возникают, протекают, исчезают.
          Особенно значимыми выступают нервные напряжения стрессового характера. К сожалению, до сих пор конфликты и возникающие под их влиянием стрессы в профессиональной деятельности учителя мало исследованы. Традиционные психолого-педагогические предметы учебных планов педагогических вузов и колледжей обходят их молчанием.
          Второй фактор, актуализирующий конфликтно-стрессологический компонент профессиональной подготовки специалистов для общеобразовательной школы, т. е. преодоление научной замкнутости педагогики, приоткрыл в таких науках о человеке, как психология, физиология, медицина и других многие истины о природе конфликтов и стрессов в учительском труде.
          Предлагаемый учебник призван восполнить пробел в подготовке и переподготовке школьных учителей в области межнаучной информации о конфликтах и стрессах в педагогической деятельности. В связи с тем, что работа преподавателя представляет собой взаимодействие с учащимися, возникла необходимость рассмотреть конфликтно-стрессологические материалы и в поведении, самочувствии школьников, студентов.
          Учебник назван "основами" конфликтологии и это требует соответствующих разъяснений. Как известно, в педагогической лексике данное слово принято употреблять в двух значениях. К основам относят закономерности, категории, принципы, методологию педагогики, т. е. фундаментальные компоненты отраженного и закрепленного в педагогической науке знания. Но к основам, во-вторых, принято относить обобщенные и систематизированные факты педагогической действительности, которые подлежат теоретическому осмыслению. Из них формируется теория педагогики, оформляясь в категории, принципы, закономерности.
          Поскольку педагогическая конфликтология как специфическая отрасль науки находится на стадии оформления, фактология и составляет ее основу, т. е. сферу проникновения научной мысли в сущность, проявления, детерминизм и другие свойства педагогических конфликтов и стрессов.
          Основное место в книге занимают три взаимосвязанные предмета рассмотрения: конфликты, стрессы, педагогические ошибки. Мысленно можно построить такую зависимость, где ошибки учителей приводят к конфликтам, а конфликты вызывают стрессовые переживания. Так это или не так, можно увидеть в соответствующих главах пособия. Стремясь усилить практическую направленность освоения знаний по предмету, освещаемому в пособии, автор включил в его главы необходимые иллюстрации школьной жизни. А в помощь самостоятельной работе рекомендуются познавательные приемы, тренинги. Выражаем признательность коллегам, чьи теоретические и прикладные материалы были использованы в соответствующих главах. И прежде всего профессору Д. И. Фельдштейну, чьи психологические данные занимают в пособии определенное место. А также предоставившим в распоряжение автора исследовательские результаты о стрессах студентов Воронову В.В., Деулиной Л.Д, Грицаевой С.В., Елизарову А.А., Ивановой М.А., Крупиной И.В., Мариной Т.А., Пашкевич Г.Н., Пидкасистому П.И.