ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы среди проблем, все сильнее привлекающих внимание ученых, одно из первых мест стала занимать проблема личности. Уточняется определение этого сложнейшего образования в психике человека, углубляется представление о структуре личности и входящих в нее элементов, все более глубоко освещаются аспекты, связанные с развитием личности в онтогенезе.
          Ни в малейшей степени не умаляя большой перспективности всех этих исследований и четко просматривая наличие теснейшей взаимосвязи между ними, а также взаимодополняемости получаемых результатов, в настоящее время необходимо обратить специальное внимание на целенаправленное и последовательное развитие вширь и вглубь еще одного направления в исследовании психологии личности и факторов, обусловливающих ее формирование, а именно на теоретическую, экспериментальную и методическую разработку проблем личности и общения во взаимосвязи их друг с другом.
          Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении, и важнейшей роли самого этого общения, наряду с трудом и другими видами деятельности, в формировании личности, но и на экспериментальном уровне без скидок на сложность прослеживаются все психические характеристики человека, выступающего в качестве объекта и субъекта общения, и столь же научно, скрупулезно анализируется многостороннее действие этого общения на участвующую в нем личность.
          В серии исследований, которые были начаты мной двадцать лет назад под влиянием идей моих учителей в психологии Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева и которые продолжаются и сейчас моими учениками и соратниками Б. А. Еремеевым, А. Г. Гусевой, С. С. Дашковой, Г. В. Дьяконовым, Л. Н. Иванской, В. И. Кабриным, В. Н. Князевым, Г. А. Ковалевым, С. В. Кондратьевой, О. Г. Кукосяном, В. Н. Куницыной, В. А. Лабунской, A. К. Нитченко, В. Н. Панферовым, Н. В. Ревенко, B. В. Унгулом, Н. Ф. Федотовой, А. Е. Хорошиловой, Н. Б. Шкопоровым, Н. Д. Ярославцевой и другими (В соответствующих местах книги имеются ссылки на основные публикации этих авторов, чтобы читатели могли в полном объеме познакомиться с содержанием проведенных ими исследований), названные взаимосвязи личности и общения, как они выступают в реальной жизни, подвергаются теоретическому и экспериментальному изучению, научно описываются и систематизируются. В предлагаемой читателю книге я решился выступить с обобщением полученных во всех этих исследованиях результатов и для освещения их избрал следующую логику.
          В начале книги предлагается работа, в которой, исходя из утвердившегося в отечественной психологической науке общего понимания личности и целей ее воспитания, формулируются задачи психолого-педагогических исследований, необходимых для решения проблемы формирования личности в педагогическом процессе на фундаменте реального знания законов, обусловливающих ее проявления и воспитание.
          При этом необходимо четко определить и всесторонне обосновать место, занимаемое общением в системе факторов, от которых зависит развитие личности, вычленить и обозначить проблемы в области психологии общения, которые требуют научного освещения, чтобы полученные знания могли успешно служить делу воспитания.
          В этой связи книгу продолжают статьи, в которых рассматривается понимание общения и роли в нем личности как полифункционального явления и именно так, как их предлагали трактовать выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, теоретические позиции которых мои сотрудники и я всегда пытались развивать во всех проведенных в течение последнего двадцатилетия исследованиях.
          Далее в соответствии с избранной логикой в книге идет статья "Об одном из направлений изучения личности в общении в настоящее время". В ней предлагается и обосновывается программа исследовательских разработок, выполнение которой позволит в строгой системе осмыслить психологическую сущность общения и участвующей в нем личности в духе научных ориентиров, намеченных для постижения этой сущности Б. Г. Ананьевым и особенно В. Н. Мясищевым. В. Н. Мясищев и в печатных, и в устных выступлениях в последние годы своей жизни неоднократно указывал, что во взаимодействии людей, каковым всегда общение является, четко просматриваются три компонента: познание людьми друг друга, отношение их друг к другу, если под отношением в этом случае понимать эмоциональный отклик, который один из общающихся вызывает в другом, и обращение человека с человеком в общении.
          Следующая статья, включенная в эту книгу, "О качествах личности, нужных для успешного общения", основываясь на этих идеях В. Н. Мясищева, знакомит с особенностями интеллекта человека, характеристиками его эмоциональной сферы, манеры поведения при контактах с другими людьми, всего склада его личности, которые благоприятствуют или мешают общению.
          Затем, дополняя друг друга, в книге идут три содержательно взаимосвязанные статьи, которые освещают разные стороны воздействия процесса общения на личностные состояния и свойства человека. В первой из них "Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт" на примере общения учителей и учащихся показывается, как повторяющиеся ситуации общения способствуют закреплению в личности школьника одних эмоциональных состояний и препятствуют развитию других.
          В статье "О связях некоторых характеристик круга ближайшего общения личности и ее свойств" прослеживаются изменения количественно-качественных характеристик ближайшего круга общения личности, с одной стороны, свидетельствующие о новых воздействиях, которым начинает подвергаться развивающаяся личность, а с другой - сигнализирующие о перестройке мотивационно-потребностной сферы этой личности. В третьей, последней статье этого цикла "Общение и формирование личности" рассматриваются основные направления влияния общения на процесс развития познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
          Вслед за всеми этими статьями, содержание которых, если его оценивать в целом, раскрывает взаимосвязи личности и общения и показывает прежде всего значение различных особенностей этого процесса для личности, вниманию читателей предлагается большая наша работа "Межличностное восприятие и понимание", в основу которой положена ранее публиковавшаяся монография "Восприятие и понимание человека человеком", но значительно дополненная новыми научными фактами, полученными при исследовании познавательного компонента общения в последние годы как в школе Б Г. Ананьева - В Н Мясищева, так и в других научных школах.
          Заканчивая предисловие к данной книге, я считаю совершенно необходимым еще раз подчеркнуть, что предлагаемая в ней психологическая трактовка общения и прослеживание его значения для формирования личности - это лишь один из возможных подходов к изучению указанных проблем психологией, и, конечно, если думать о всестороннем их решении, то эти проблемы должны разрабатываться с позиций разных научных направлений, которые активно и продуктивно сейчас о себе заявляют в отечественной психологической науке.

А. Бодалев