ПРЕДИСЛОВИЕ

"У каждой проблемы уже есть решение, безотносительно к тому, знаете вы его или нет"
Дон Осгуд

Этим пособием мы открываем серию публикаций по социальной психологии в образовании. Ознакомление с ними будет полезным для слушателей факультетов повышения квалификации по прикладной психологии, студентов психолого-педагогических специальностей и всех тех, кто по роду своей работы должен квалифицированно использовать методы социальной психологии.
          В части 1 системного курса "Социальная психология в образовании" рассмотрены основные проблемы, концепции и методы социальной психологии применительно к сфере образования. В приложениях подробно описаны экспресс-методики наблюдения межличностного взаимодействия и определения типологии личности, приведены примеры тренинговых и развивающих процедур, которые могут быть использованы в работе школьного психолога и преподавателя с учащимися разных возрастов. В рамках каждого раздела пособия последовательно изложены феноменология, история, концептуализация, практические приложения по рассматриваемой проблеме, а также даны рекомендации по оптимизации развития личности учащихся и учебных групп.
          Применение на практике методов социальной психологии позволит Вам определить, что за человек находится перед Вами, оказывать влияние на других людей, формировать "команду" для достижения Ваших целей, стимулировать инициативу сотрудников, успешно преодолевать конфликтные ситуации и бороться со стрессами. Изложенные рекомендации помогут Вам и Вашим учащимся развить личностные возможности, повысить эффективность Вашей организаций, будут способствовать уверенности в завтрашнем дне и, может быть, сделают Вашу жизнь более интересной и увлекательной. Полученные знания помогут Вам непосредственно в практической деятельности, и успех Вам будет обеспечен.
          Автор благодарит коллег и студентов, участие которых позволило разработать и усовершенствовать данное пособие. Особо выражает свою глубокую признательность О.С. Андреевой, И.Г. Антиповой, И.В. Коваленко, А.А. Сельденкову, А.А. Сурженко, И.Н. Хализеву, осуществлявшим редактирование текста, а также В.Н.Петровскому за рекомендации по улучшению содержания пособия.