ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ

Увлечение технологией в педагогике в последнее десятилетие стало столь популярным, что о ней говорят не только в научных кругах, но и в любом педагогическом учреждении. В технологическом контексте сегодня рассматриваются такие педагогические процессы, как обучение, воспитание, формирование и развитие личности. В настоящее время не модно и не актуально говорить о методике урока или воспитательного мероприятия, вместо этого употребляется термин технология: образовательная технология, воспитательная технология, вплоть до технологии использования отдельных методов, например, технология деловой игры, технология диспута и др. Создается впечатление, что под воздействием какого-то всеобщего гипноза педагоги решили - стоит только прибавить к привычным понятиям слово технология, как все, что касается обучения и воспитания детей, поднимется на новый качественный уровень. Вероятно, поэтому потребление категории "педагогическая технология" и в периодических изданиях, и на педагогических совещаниях часто вульгаризируется и выставляется в качестве своеобразной панацеи.
          Исторически сложилось так, что первоначально в связи с использованием в процессе обучения аудиовизуальных средств появился термин "технология в образовании". Позднее, когда стали внедряться программированные способы обучения и контроля знаний, распространение получила "технология образования".
          Новое словосочетание "педагогическая технология" явилось следствием вычленения в качестве специального предмета научного исследования педагогического воздействия на ребенка в процессе его воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Необходимость более глубокого изучения этого момента была обусловлена в начале 90-х годов социально-экономической ситуацией, ввергающей личность, в том числе ребенка, в состояние повышенного психического напряжения. Это потребовало дополнения методики, с позиции которой воспитание предстает как организованная педагогом деятельность воспитанника (интеллектуальная, трудовая, ценностно-ориентировочная и др.), педагогической технологией, раскрывающей вопросы прикосновения к личности и предваряющей ее активность в деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Термин "педагогическая технология" сегодня - один из самых популярных в педагогических кругах. Повсеместно в педвузах для будущих учителей вводятся соответствующие курсы или спецкурсы, а в литературе ведется оживленная дискуссия, свидетельствующая о том, что эта категория имеет не только теоретический, но и чисто практический интерес.
          Надо признаться, что для слуха и "педагогическая технология" и "педагогическая техника" - сочетания далеко не самые благозвучные. На это обращал внимание еще А.С. Макаренко и выражал надежду, что впоследствии этим терминам будет найдена достойная замена. Но жизнь показывает, что отвергаемое как неудачно названное вчера, сегодня воспринимается естественно, как, скажем, словосочетание "актерская техника" теперь ни у кого не вызывает производственных ассоциаций. Виды актерской и педагогической деятельности во многом сходны, поскольку и в том и в другом случаях человеческий организм выступает своеобразным инструментом воздействия, осуществляемого публично и направляемого на аудиторию (учеников или зрителей). Параллель эта условна, потому что цели и задачи воздействий, производимых актером и педагогом, различны.
          Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В современных словарях это слово толкуется в традиционном, сугубо техническом значении. Под технологией, как правило, понимается совокупность методов обработки сырья и процессов производства, а также их научное описание. В политехническом словаре дается такое определение технологии: ".1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, т. металлов, химическая т., т. строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства".
          Другой словарь - энциклопедический - дает сходное определение, но несколько расширяет его: ".Задача технологии как науки - выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990. С. 795). А между тем это слово, пришедшее к нам от греков, судя по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование: технос - искусство, мастерство; логос - учение.
          Словарное толкование терминов "техника" и "технология" допускает их использование в педагогической сфере. Так, например, "техника" определяется как "круг наук, связанных с изучением и созданием средств производства, орудий труда. совокупность средств труда", "технология" же по отношению к "технике" выступает в качестве родовой категории и обозначает "совокупность производственных методов и процессов., а также научное описание способов производства" (Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. С. 1338).
          Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
          Изучение практической стороны взаимодействия субъектов воспитательного процесса при определении технологичности действий учителя заставляет пристальнее присмотреться к этому взаимодействию: определить его основания, структуру, функции, процессуальные и психологические характеристики. При этом особое внимание необходимо обратить на начальный этап взаимодействия - воздействие, фокусирующее в себе весь технологический арсенал педагога.
          Почему момент "воздействия" надо вычленять как объект научного исследования? Важность этого начального этапа взаимодействия обусловлена социально, психологически и педагогически. В современном обществе психологическая напряженность личности так велика, что прикосновение воспитателя должно быть весьма тонким, искусным. Иначе говоря, требуется умение организовать воздействие таким образом, чтобы его конечным результатом стало личностное взаимодействие.
          Долгое время в глазах общественности "воздействие" неправомерно отождествлялось с возможностью манипулировать личностью. Такое положение отнюдь не способствовало утверждению и использованию этого термина в педагогике. Однако проблема прикосновения к личности (или, говоря сегодняшним языком, организации педагогического воздействия) привлекала к себе внимание с глубокой древности. Рассмотрение этого вопроса представлено в разделе "Основы педагогической технологии".
          Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта. Для этого учителю, кроме общепедагогических знаний и умений, необходимо владеть техническим и технологическим инструментарием, позволяющим ему выстраивать и осуществлять воздействие при взаимодействии с ребенком с целью его личностного развития. Эти вопросы освещены в разделе "Элементы педагогической технологии". Представленные здесь закономерности и конкретные технологические операции открывают путь к самостоятельному овладению педагогической технологией.
          В заключительном разделе приводятся программа и методика курса "Педагогическая технология", которые рекомендуется использовать для педвузов и педколледжей.
          Понимая ответственность и сложность рассматриваемых в книге вопросов, автор с благодарностью примет критические замечания и предложения, что позволит скорректировать дальнейшее исследование данной проблемы.