ПРЕДИСЛОВИЕ

Вот опять в местной газете опубликован очередной судебный очерк о жестокости наших подростков. Трое выпускников школы насмерть забили в подвале пожилого дворника. Затоптали. Бутылочным осколком перерезали глотку, а потом еще долго глумились над мертвым телом. Журналист с гневом пишет о губительном влиянии средств массовой информации, о безответственности родителей, о состоянии общественного сознания, об отсутствии в нем духовных ценностей.
          А у меня в голове вертится только одно: месяц назад эти ребята закончили школу и у всех троих приличные аттестаты!
          А, в самом деле, зачем сегодня нужна школа?
          Для того чтобы подготовить своего выпускника к поступлению в вуз? Да, вроде бы, официально никакими законами и инструкциями это не предусмотрено. К тому же, толковый репетитор сделает это куда более эффективно.
          Для того чтобы вооружить ученика знаниями? Подавляющее большинство через год не вспомнит и десятой доли, к тому же современные средства медиаобразования, компьютерные обучающие программы в решении этой задачи позволяют обходиться вообще без учителя.
          Воспитание? Говорить об этом серьезно сегодня язык не поворачивается, хотя душа болит. Современным СМИ и так называемой "поп-культуре" в борьбе за юные души школа не конкурент! Ну, какое уж тут воспитание, какие "дум высокие стремленья", когда жизнь демонстрирует абсолютно иные образцы успешной самореализации.
          Так, что же это такое, сегодняшняя школа?
          Для небогатых o- очаг просвещения и некоторый шанс поступить в вуз, а значит, впоследствии как-то "почище" устроиться в этой жизни. Для подавляющего большинства - дань традиции и "камера хранения", куда дети сдаются на определенное время, чтобы с ними чего-нибудь не случилось, пока родители заняты элементарным выживанием.
          ***
          Грустная констатация, а для профессионала - просто оскорбительная. Ну, конечно же, обучая ребят азам математики или химии, мы преследуем какие-то другие, более высокие цели! Но всегда ли мы ясно осознаем, какие это цели, всегда ли делаем все возможное для их достижения, и умеем ли мы это делать на самом деле?
          ***
          Я хочу вернуть в школу воспитывающее обучение. По крайней мере, на страницах этой книги. Я хочу показать, что развивающее обучение можно сделать целенаправленным и систематическим не только в начальной (Д. Эльконин, В. Давыдов, Л. Занков), но и в основной и в старшей школе, на самых обыкновенных, "традиционных" уроках.
          Хочется помочь учителям, действующим и будущим, в проектировании и организации процесса обучения, ориентированного не только и не столько на пресловутые ЗУНы, но направленного прежде всего на формирование отношений учеников к Миру, к себе, к людям.
          ***
          Я вижу основную проблему, которая стоит сегодня перед учителями как проблему выбора образовательных (содержательных и процессуальных) альтернатив, обусловленных как социально-педагогическими реалиями времени, так и возможностями, представляемыми современной дидактикой.
          Выбор этот в известной мере затруднен двумя обстоятельствами: во-первых, отсутствием ясно выраженной и рефлексируемой профессиональной ориентации ("что я заявляю на каком-нибудь "умном" семинаре или педсовете, определяя цели своей деятельности, и чего я хочу добиться на самом деле, когда готовлюсь к уроку и когда вхожу в класс"), и, во-вторых, - недостаточным уровнем методологической культуры, которая определяла бы успешность построения педагогической деятельности в условиях образовательного выбора.
          Я глубоко убежден, что недооценка этих проблем как самими педагогами, так и теми, кто профессионально занимается подготовкой педагогических кадров, ведет к ограничению возможностей дидактики влиять на практику обучения.
          Хотя в этой книге в большей степени раскрывается и обосновывается процессуальная сторона обучения (технологии обучения), его содержание как отражение социокультурного опыта и как образовательный потенциал личности при этом всегда подразумевается, а на одном из "уроков" рассматривается специально.
          Для кого написана эта книга?
          Эта книга предназначена в первую очередь для учителей, которые пока еще не остановились в своем профессиональном росте, и все проблемы обучения (и ученика, и себя) связывают не только и не столько с отрицательными факторами бытия и быта, сколько с собственным профессиональным несовершенством.
          Эта книга может стать как предостережением, так и напутствием студентам-старшекурсникам, тем, кто идет в школу по призванию, и тем, кто в силу разных причин (в том числе и неудачного собственного ученического опыта) считает школу "проклятым" местом и бежит от нее.
          У меня есть определенные основания полагать, что преподаватели вузов и техникумов, не имеющие педагогического образования, прочитав эту книгу, откроют для себя новые возможности повышения успешности своей работы. Во всяком случае, на наших с ними "педагогических разговорах" именно так и происходило.
          Кому не надо ее читать.
          Те, кто считает, что у него нет проблем, связанных с педагогической деятельностью, эту книгу читать не следует.
          Тем, кто полагают, что источники школьных проблем находятся за стенами школы, и поэтому от их профессионализма и желания мало что зависит, - также могут не беспокоиться. Собственные неудачи всегда можно списать на науку, политику, экономику, экологию, семью, "дурную" администрацию и "плохих" учеников.
          Автор вкладывает в понятие "педагог" содержание, определяемое идеями гуманистической психологии и педагогики, и поэтому предполагает, что эта книжка может вызвать немало раздражения у тех, кто, работая с детьми, называет (и считает) себя не педагогами, а "преподавателями". Бог им судья, но они ушли из своей профессии. А может, и никогда в нее не приходили.
          И последнее. Вряд ли стоит тратить деньги и время тем, кто уже читал книгу "Практика обучения: современные образовательные технологии". Эта книга задумывалась как второе издание. Но дополнения и изменения оказались столь существенными, что пришлось давать ей другое название. Однако взгляды, идеи, теоретические подходы и пристрастия автора, а также логика рассуждений остались неизменными.
          Спасибо
          Много лет назад, начиная свой педагогический путь, автор, полный восхитительного невежества и избавленный от мук педагогической рефлексии, был убежден и уверял окружающих, что "учителями не становятся, а рождаются". Простите меня все, кто помог мне избавиться от этого заблуждения и стать учителем: мои учителя и ученики, мои коллеги и друзья, - больше я так не считаю и эту книгу посвящаю вам.