ОТ АВТОРА

 

Без развитого педагогического мышления, охватывающего и оценивающего идею, замысел, логику передового опыта, учитель обречен бродить вслепую, либо придерживаясь удобного шаблона, либо хватаясь то за одно, то за другое модное средство, либо пытаясь механически объединить разные средства и приемы.

В. И. Загвязинский


Казалось бы, проработав почти три десятилетия в школе, можно уверенно давать ответы на всевозможные вопросы молодых учителей. Тем не менее осуществить это трудно. Почему?
          Педагогическая деятельность отличается исключительной сложностью и многообразием приемов воздействия, свести ее к стандартам и стереотипам не менее опасно, чем работать только по интуиции. Но даже под воздействием одних и тех же приемов обучения и воспитания учащиеся развиваются и формируются по-разному: сказывается степень подготовленности школьника к осмыслению той или иной информации, его умение учиться, восприимчивость, направленность к учению, воля, характер. Поэтому учителю надо внимательно изучать психологию своего воспитанника, для того чтобы вызывать у него встречное желание следовать установкам педагога, стремление лучше учиться. Любые советы, рекомендации, предписания, научные установки и идеи принесут пользу тогда, когда учитель "пропустит" их через собственную индивидуальность с учетом условий работы, а также способностей, возможностей и уровня подготовленности учащихся.
          Основополагающими в нашей работе являются идеи концепции общего среднего образования, касающиеся педагогического процесса, его содержания, форм и методов обучения, рассмотренные Всесоюзным съездом учителей. Педагогический процесс мы видим как одновременное продвижение педагогов и учащихся в совместном труде при взаимной ответственности к развитию способностей и расцвету личности.
          Как совершенно справедливо отмечалось на Всесоюзном съезде учителей, школу следует переводить на интенсивный путь не только в усвоении знаний, но и в способах их усвоения, формах мышления и деятельности, развитии познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
          Перестройка школьного образования требует решения целого комплекса проблем, в том числе гуманизации содержания, методов и форм педагогического процесса, придания ему личностной направленности. Мы разделяем позицию индивидуализации содержания, методов и форм обучения, учитывающую разноуровневое по объективной и субъективной сложности усвоение учебного материала. "Личностную ориентацию в педагогическом процессе; мы связываем и с педагогом, который несет определенное содержание образования. Именно его духовность, нравственность, образовательный и культурный уровень становятся важными компонентами школьного образовательного процесса. Поэтому мы стремимся отразить реальные возможности согласования личностных качеств учителя, его профессионального уровня с новыми требованиями учебного процесса.
          Следующий аспект нашей работы - проблемы демократизации педагогического процесса, его форм, т. е. организация обучения на основе гуманизма, нравственности, создание условий для творческого развития способностей детей: в рамках существующих программ дать учащимся варианты содержания предмета и разнообразить виды учебной деятельности, дифференцировать образовательный процесс, применяя целый спектр четких организационных форм обучения. В учебном процессе важно видеть успехи, достижения каждого школьника в сравнении с его индивидуальным, предшествующим уровнем развития.
          Начинающему учителю следует учитывать и ряд дополнительных факторов, нередко порождающих неудачи в педагогической работе:
          1. Даже истинная любовь к детям, как и разумная педагогическая требовательность, воспринимается различными учениками по-разному.
          2. Существует и факт сопротивляемости ученика педагогическому воздействию. Принимая информацию, ученик по-своему ее переосмысливает, в чем-то сомневается, что-то отвергает. Сопротивляемость ученика не всегда зримо прослеживается. Только наличие перцептивных (лат. perceptio - психологическое восприятие) способностей помогает учителю глубже заглянуть в душевный мир питомца.
          3. Эффективность деятельности учителя в немалой степени зависит от его умения учитывать способы получения достигнутого результата. Нередко учитель теряет уважение своих учеников, если держит их на одном уровне развития, не проявляет творческого подхода при формулировании и решении педагогических задач.
          Предлагаемая вниманию учителей книга, особенно начинающих и молодых, и представляет собой описание условий достижения положительных результатов в сложном и нелегком педагогическом труде на пути овладения искусством обучения и воспитания подрастающего поколения. Замысел состоял в том, чтобы после рассмотрения общих профессионально значимых качеств личности педагогов (гл. I) показать возможности учителя в организации и совершенствовании урока - основной формы обучения и воспитания учащихся (гл. II), раскрыть пути и средства применения психолого-педагогической теории в практической деятельности учителей как важного резерва оптимизации процесса обучения и воспитания школьников (гл. III), нацелить молодого специалиста на анализ собственного опыта с первых дней практической деятельности (основа профессионального мастерства) и оформление полученных качественных показателей (гл. IV). В нашу задачу не входил анализ и описание системы организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Эти вопросы заслуживают специального внимания.
          Школа является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от профессионального мастерства каждого учителя. Перспективы становления педагогического мастерства правомерно видеть прежде всего в творческом применении науки об учителе из области социологии, психологии и педагогики, в интеграции науки и школьной практики. Вот почему, характеризуя способы овладения педагогическим мастерством, мы постоянно опирались на идеи и опыт тех ученых и практиков, которые вплотную приблизились к решению этой архиважной проблемы.