ВВЕДЕНИЕ

В условиях перестройки и совершенствования системы народного образования особое значение приобретает творческая активность педагога, связанная с самосовершенствованием профессионализма деятельности и личности. Для этого нужно уметь анализировать собственную деятельность и личность, видеть свои достоинства и недостатки, уметь принимать решения, которые способны развивать положительное и искоренять отрицательное в самом себе. Сделать это непросто вследствие сложности требований объекта, процесса и результатов к личности педагога.
          Преподаватели и мастера производственного обучения должны уметь самостоятельно принимать решения в условиях ограничений и предписаний, накладываемых на них педагогическими системами (ПС), о том, как им вести себя с учащимися, их родителями, коллегами по работе, как строить взаимоотношения со своим руководством.
          В общих условиях системы ограничений и предписаний, диктуемых, например, программой, они сами решают, что в ней главное и что второстепенное, какие акценты в виде дополнительных заданий и упражнений нужно сделать в курсе в целом, в его разделах и темах. Они принимают самостоятельные решения, как построить урок от начала и до конца. Наконец, в ходе урока, в условиях предвиденных и непредвиденных обстоятельств, они сами принимают решение, как в этих обстоятельствах поступить.
          На интенсивность овладения мастерством в решении педагогических задач оказывают влияние три группы факторов: I - исходный уровень знания психологии учащихся, приобретенного в процессе жизненного опыта в период общеобразовательной, специальной (по предмету) и профессионально-педагогической подготовки; II - уровень профессионализма деятельности педагогического коллектива и руководства, в большей или меньшей мере способного помочь отдельному педагогу; III - уровень педагогических и специальных (по предмету) способностей преподавателя, мастера производственного обучения, т.е. мера соответствия личности каждого тем требованиям, которые предъявляет к нему его профессия.
          Качества личности педагога могут содействовать или препятствовать продуктивному решению педагогических задач, т.е. достижению искомого результата. Это и позволяет говорить о профессионализме личности преподавателя, мастера производственного обучения.
          В психологии термин "личность" обозначает: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.
          В общей психологии под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
          Нас интересует такое ядро личности, которое, интегрируя психические процессы в свойствах личности, делает ее целостной, обеспечивая последовательность и устойчивость ее поведения. Свойства личности педагога могут быть содействующими или препятствующими достижению педагогического результата, связанного с формированием личности учащегося.
          Предметом сравнительных исследований мы сделали личность преподавателя и мастера производственного обучения, работающих в профтехучилище, т.е. ответственных за формирование средствами своих предметов личности будущего профессионального рабочего. Иначе говоря, нас интересует личность в связи с требованиями, предъявляемыми ей соответствующими ПС. А это, в свою очередь, предполагает применение системного подхода к рассмотрению личности.
          Психологический словарь определяет личность как системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. "С точки зрения марксистско-ленинской философии личность формируется в процессе общественной практики и, будучи активно действующей, выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием".
          Взрослый человек включается в общественные отношения, выполняя свои профессиональные роли. Другими словами, нас прежде всего интересует профессионализм личности. В общей психологии такого понятия нет, поскольку ее прежде всего интересует человек как индивид, личность, индивидуальность в обществе безотносительно к профессии.
          Мы согласны с положением Б.Ф. Ломова о том, что "психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат к той категории свойств, которые определяются как системные". Системный подход, в свою очередь, предполагает выход в исследовании за пределы индивида и рассмотрение его как элемента системы.
          Этой системой, по Б.Ф. Ломову, является общество. "Только анализ отношений "индивид - общество", - говорит Б.Ф. Ломов, - позволяет раскрыть основания свойств человека как личности".
          В современном обществе существует множество профессий. Подготовка профессионалов осуществляется в педагогических системах, которые предъявляют свои требования к участникам учебно-воспитательного процесса, к руководителям, педагогам, учащимся. В связи со сказанным, мы считаем вполне правомерным рассматривать личность профессионального педагога в качестве элемента педагогической системы. Общеметодологический подход к исследованию личности, сформированный Б.Ф. Ломовым, мы считаем вполне правомерным конкретизировать следующим образом: результат педагогической системы (ПС) - профессионализм личности выпускника; одно из средств достижения искомого результата - профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. По Б.Ф. Ломову, позицию личности в обществе (ее индивидуальное бытие) можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений. Но само вхождение личности в современное общество опосредовано приобретением своей профессиональной роли под руководством педагога вначале в общеобразовательной, затем в профессиональной начальной, средней или высшей школе, т.е. в условиях многомерного педагогического пространства и времени. При этом в многомерном динамическом пространстве и времени ПС находятся и педагоги, и учащиеся.
          С одной стороны, личность педагога является результатом как самовоспитания, саморазвития, так и тех ПС, в которых он получил общеобразовательную, специальную (по предмету) и профессиональную подготовку. С другой стороны, личность педагога определяет условие формирования личности учащегося - будущего профессионала. Это условие более продуктивно, если педагог являет собой образец профессионального поведения и деятельности, связанного с включением учащегося в общественные отношения.
          Б.Ф. Ломов обращает внимание на то, что в жизни каждой личности виды общественных отношений имеют различный "вес". В одни виды отношений личность включена непосредственно, в другие опосредованно (при этом опосредование может быть весьма сложным). Одни виды объективно оказываются доминирующими, другие - подчиненными. Некоторые проходят через всю жизнь личности (или значительный отрезок жизни), в другие личность включается эпизодически и т.д. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений также различны, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения. Иначе говоря, "пространство отношений" каждой личности специфично и весьма динамично".
          Профессионализм коллективной, групповой и индивидуальной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения состоит в том, чтобы в течение трех лет включать учащихся в такие общественные отношения и делать это таким образом, чтобы к моменту окончания ими училища успеть сформировать у них искомые качества. Другими словами, от них требуется владение педагогическим профессионализмом в создании благоприятной профессиональной среды для развития профессионального созревания личности учащегося. Но это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если педагоги умеют вступать в профессиональные отношения между собой. Для конкретной личности, по Б.Ф. Ломову, организация процессов производства, распределения, потребления, социальные институты, нормы, правила, формы общественного сознания и т.д. существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям. "Прежде всего именно в этих действиях и взаимодействиях формируются, закрепляются и изменяются социальные свойства индивидов, т.е. они развиваются как личности".
          По Б.Ф. Ломову, для психологического исследования личности особенно важно понять, как выступают общественные отношения на уровне жизнедеятельности личности. Формы их проявления на этом уровне чрезвычайно многообразны. Это - личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т.д. и т.п. Но поскольку современная личность, в частности преподавателя и мастера производственного обучения, служит обществу средствами своей профессии, вступая в профессиональный коллектив и сложную систему взаимоотношений в нем, выполняя в нем свои ролевые функции на уровне высокого, среднего или низкого уровня деятельности, нам необходимо ее исследовать в педагогической системе. Именно в ней профессиональный педагог выполняет свои роли, решает педагогические задачи в условиях системы ограничений и предписаний, накладываемых ею.
          Педагогика занята проблемами регламентации профессионально-педагогической деятельности (какие принципы и правила обучения и воспитания нужно соблюдать в процессе обучения и воспитания учащихся). В педагогике понятие "личность" не разрабатывается. Между тем личность вносит свой вклад в развитие общества и его функционирование прежде всего средствами выполнения своих профессиональных ролей. Профессиональные роли личность выбирает самостоятельно. Каждая профессия предъявляет свои требования к личности и деятельности профессионала. В связи с этим каждая профессия заслуживает самостоятельного исследования. Но более экономным и продуктивным является междисциплинарный подход.
          Результаты, с которыми мы знакомим читателей в этой книге, исследовались в системе понятий, близких, во-первых, с психологией (общей, педагогической, социальной, дифференциальной), во-вторых, с педагогикой (общей, профессионально-технической, вузовской), в-третьих, со специальными науками, основы которых преподаются в ПС. Мы думаем, что направление наших исследований составляют основы новой отрасли научного знания - акмеологии.
          Понятие "акмеология" в научный оборот впервые ввел Н.А.Рыбников в 1928 г., обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Позднее Б.Г. Ананьев использует данное понятие в том же значении.
          Акме в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора.
          Б.Г. Ананьев заложил основы экспериментальной акмеологии как возрастной психологии зрелости или взрослости большой серией работ, объектом первоначальных исследований которых были студенты психологического факультета Ленинградского университета на протяжении всех пяти лет обучения в университете от первого до последнего курса. Предметом исследований была возрастная изменчивость структуры интеллектуальных функций взрослых, таких, как мышление, память, внимание, интеллект (По Векслеру).
          В первый цикл вошли исследования на людях в возрасте от 18 до 40 лет. В статье "Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека" ("Вопросы психологии". 1968. № 1) он показал, что оптимумы абсолютной и разностной чувствительности многих модальностей приходятся на периоды поздней юности и ранней взрослости. В схеме основных проблем и наук о человеке как индивиде и его онтогенезе Б.Г. Ананьев систему наук, изучающих возраст и фазы жизни человека, расположил в такой последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении).
          В нашем понимании акмеология - новая междисциплинарная область научного знания, пограничная со всеми науками, которые изучают человека и которые изучает сам человек в процессе профессионального становления. Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов достижения вершин в творческой деятельности. К объективным факторам относится качество полученного воспитания и образования на всем педагогическом маршруте из детства в профессию, профессиональная среда на производстве, социально-экономические условия жизни и деятельности, состояние науки и техники, к субъективным - талант и способности человека, его способность, ответственность, компетентность, мастерство или умелость в решении производственных задач.
          Продуктом творчества являются решения текущих профессиональных задач, изобретения, рационализаторские предложения, служащие развитию как производства, так и самого человека. Факторы достижения вершин профессиональной деятельности выявляются на основании предварительного ранжирования самих производств (продуктивные, малопродуктивные, непродуктивные) в сравнении с аналогичными в отрасли по показателям качества и себестоимости продукции и последующего предварительного ранжирования самих производственников (руководителей и исполнителей). Продуктивные модели деятельности и мышления в сопоставлении с малопродуктивными (экспериментально доказано, что самокоррекция начинается с осознания непродуктивных действий) можно использовать в системе менеджмента, повышения квалификации, профессиональной подготовки студентов. Как показали наши исследования, самопроизвольно мышление перестраивается лишь у наиболее талантливых. Для этого нужно уметь разрушать старые стереотипы мышления и формировать новые. Вот почему выявленные в процессе сравнительных исследований модели продуктивного-непродуктивного решения производственных задач могут выступать мощным средством перестройки мышления.
          В соответствии с нашим пониманием акмеологии мы провели комплексные исследования и знакомим читателей с их результатами.
          В качестве важнейших субъективных факторов достижения вершин в профессионально-педагогической деятельности, связанной с обучением будущей профессии квалифицированных рабочих, мы выделили:
          I - тип направленности как свойство личности, обусловленное потребностью в достижении того или иного результата (истинно или ложно педагогического);
          II - уровень способностей;
          III - структура компетентности.
          С субъективными факторами, связанными с устойчивыми свойствами личности профессионального педагога, мы и знакомим своих читателей.