ВВЕДЕНИЕ

В педагогике много говорится о любви - к детям, к избранной профессии, к самому себе, вступившему на "трудный, но благородный" путь воспитания подрастающего поколения. Говорят о своей любви и абитуриенты, поступающие в педагогический вуз. Не все, конечно, намерены идти работать в школу, но все-таки большинство лелеют в своей душе самые нежные чувства к будущей специальности.
          Откуда же тогда берутся учителя, чьи громкие, раздраженные, доходящие до крика голоса так часто слышны из-за закрытых дверей учебных кабинетов? Почему стало нормой ругать себя за то, что "черт дернул пойти в школу!", а детей за то что "тупы, ленивы, бескультурны"? Где корни ненависти к самому себе, к детям и к педагогике, которая вроде бы как специально призвана программировать положительное отношение к профессиональной деятельности, к самому себе и детям? Как и когда делается этот один шаг, согласно поговорке, от любви до ненависти?
          Вот об этом и поговорим. В книге "Как возненавидеть себя, детей и педагогику", вышедшей в 1992 году тиражом 3 тысячи экземпляров, я рассказывал об основах техники действия учителя. Поведу о них речь и в этой книге. Однако, как показала реакция читателей, одной техники действий оказалось недостаточно. Вот почему Вы сейчас держите в руках уже другую книгу, не прежнюю с некоторыми изменениями и дополнениями, а именно другую, где совсем по-иному рассматриваются принципиальные вопросы профессиональной педагогической деятельности, кое-что конечно же перешло из той книге в эту: в частности, иллюстрации и примеры из "школьных будней", а также некоторые рекомендуемые методики и тесты.
          Итак, попробуем найти ответ на вопрос о причинах возникновения ненависти учителя к себе, к детям и к педагогике.
          Есть несколько проверенных способов.
          Первый (он же основной): поступить в педагогический институт со 100-процентной уверенностью, что после его окончания пойдете работать куда угодно, только не в школу. Тогда все годы обучения в институте по психолого-педагогическому циклу станут приравниваться к годам каторжных работ, и уже к концу второго курса необходимый эффект ненависти будет достигнут.
          Второй: выучить любой учебник по педагогике и не позволить себе задуматься хоть раз над тем, как реализовать в жизни те Великие Истины, которые в нем изложены чрезвычайно доходчиво. При этом способе ненависть к профессии появится сразу же, как только начнете работать в школе.
          Третий: накрепко уверовав в собственное всемогущество, не читать ни одной книги по педагогике (включая и эту), не ходить на лекции и другие занятия, а взяв за образец для подражания самых ярких представителей учительской тирании из своей родной школы, продолжать их "великое дело" воспитания подрастающего поколения. Ожидаемый эффект будет достигнуть к пенсионному возрасту.
          Существуют еще и другие способы, в том числе и избирательные действия: можно возненавидеть педагогику, но продолжать любить себя! (очень) и детей (тоже очень, но на расстоянии). Тогда можно стать убежденным критиком "отживших теорий", и от вас будут шарахаться все педагоги-профессионалы. Или же полюбить себя в педагогике, но возненавидеть детей. Тогда ваш путь может привести в Большую Науку, HOI при условии, что Вы сами преподавать не будете ни одного дня, а дети для Вас станут объектами и субъектами различных экспериментов. Короче говоря, способов много…
          Ну а если серьезно, то поводом для этой книги явилось желание привлечь внимание к некоторым секретам практической педагогики, в частности к поведению учителя в его работе с детьми. Думаю, конец длительному спору о том, что такое педагогика - наука или искусство, положило высказывание академика А.И. Пискунова, который заметил, что спор не имеет предмета, так как совершенно очевидно, что есть теория воспитания (это - наука) и есть практика воспитания (что может и должно стать искусством). Так вот, о некоторых вопросах педагогической деятельности и пойдет речь в этой книге, хотя - и это очевидно - без теоретического ее осмысления нам также не обойтись. А ответы на вопросы, заданные в начале этой книги, можно найти в данном тексте, если все, с чем я здесь пишу, воспринимать и выполнять с точностью до наоборот.
          В основу этой книги положена система известного теоретика и практика театра, педагога Петра Михайловича Ершова, изложенная в его работе "Технология актерского искусства" (См.: Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: Изд-во ВТО, 1959). Являясь, по сути, развитием системы К.С. Станиславского, техника действий, предложенная П.М. Ершовым, предназначается для обучения актеров и режиссеров театрального искусства. Свою же задачу я вижу в перенесении элементов технику действий на педагогическую основу и в связи с этим хочу прояснить несколько принципиально важных положений.
          То, что будет изложено здесь, это всего лишь версия применения техники действий в педагогической деятельности, подкрепленная годами моей работы со школьниками, студентами, преподавателями. Поэтому следует отличать суть того или иного элемента техники действий в определениях П.М. Ершова от проявления его в поведении педагога. Первое будет даваться мною со ссылкой на первоисточник, второе же представляет собой иллюстрации на темы педагогических будней, трактовку поведения, действий учителя, размышления вслух о прошлом, настоящем и будущем школы, к которым приглашаетесь и Вы. Давайте подумаем вместе о том, что мы делаем, как ведем себя с детьми, чего хотим от них, да и от себя тоже.
          Далее, техника действий П.М. Ершова предназначена актерам, и сущность ее использования в педагогической деятельности совершенно иная. Актер действует от имени своего персонажа, в то время как учитель действует преимущественно только от своего имени. Актерствовать, лицедействовать в педагогической профессии нужно очень осторожно, умело, тактично. Другое дело - найти яркие краски и выразительные средства для реализации своего личностного и педагогического "Я". Это учителю не только не помешает, но даже поможет. Поэтому если и сравнивать поведение актера на сцене с поведением учителя в классе, то у них, по-моему, лишь одна точка соприкосновения - это выразительность своих действий, которая помогает окружающим глубже понять мотивы их поведения и поступков. А этой выразительности следует учиться.
          Еще один важный момент: в этой книге дается информация. Но, как показывает практика, главное в овладении элементами техники действий - это умения и навыки. А они приобретаются в специально организованной деятельности. Поэтому прочитать эту книгу означает главным образом узнать, что есть что. Научить действовать - это уже выходит за рамки задачи этой книги, хотя в ней и даются определенные рекомендации и упражнения.
          Хочу еще добавить следующее. На географическом факультете МПГУ имени В.И. Ленина, где я работаю преподавателем кафедры педагогики, занятия по овладению техникой действий провожу в комплексе с изучением теоретических вопросов педагогики. Каждый год беру одну группу студентов, и начиная с I курса мы работаем в течение двух с половиной лет. Потом, уже на IV и V курсах, эта работа продолжается на педагогической практике в школе, на спецкурсе и спецсеминаре. Но главная задача решается все-таки в течение первых лет обучения в вузе. Наши занятия проходят в режиме личностно-адаптационном, студенты приспосабливают к себе элемент техники действий, а также теорию педагогики. Такой режим работы, на мой взгляд, в какой-то степени переводит массовую профессию "учитель" в русло "штучного производства".
          Начиная с 1989 года я также работаю на инструктивных сборах по подготовке к летней педагогической практике со студентами почти всех факультетов нашего университета. Режим этих занятий (в среднем два часа) носит информационно-иллюстративный характер. Я успеваю рассказать и показать далеко не все. Но техника действия начинает интересовать студентов, и они спрашивают, где можно об этом подробнее прочитать. Это еще одна причина появления данного пособия. И в силу этой же причины рисунки иллюстрируют действие и поведение не только учителя в школе, но и педагога в летнем детском лагере.
          Дело в том, что педагогическая деятельность, как принято ее понимать - обучение и воспитание, присуща в какой-то мере всем людям.
          Воспитывают в очереди, учат в автобусе в часы пик. Воспитывают и учат родители, не только когда ставят провинившегося ребенка в угол, но и тогда, когда внешне их действия и поступки специально не направлены на то, чтобы "подвергнуть воспитанию" собственное чадо. Ведь известно, что маленькие дети, например, почти всегда и во всем копируют поведение своих родителей. А вот всегда ли внешняя форма поведения взрослого соответствует его пониманию какой-то конкретной обстановки и его намерениям? Так что эта книга может пригодиться и родителям, хотя я и не делаю специального акцента на примерах из семейной жизни.
          Но все-таки, главным образом обращаясь к профессиональным педагогам вне зависимости от их специальности, позвольте дать несколько советов, как читать все то, что я здесь написал.
          Первое: лучше всего читать эту книгу вдвоем и сразу же пытаться пробовать сделать все то, что я описываю и предлагаю, наблюдая друг за другом и обмениваясь впечатлениями. Поверьте, это имеет смысл.
          Второе: обращение "Вы" адресуется именно Вам, человеку, читающему эти страницы. Мне бы хотелось, чтобы у нас с Вами получился своеобразный диалог. Именно поэтому я стремился обращаться к конкретному собеседнику, то есть именно к Вам.
          Третье: было бы совсем неплохо периодически возвращаться к прочитанному, так как некоторые положения требуют повторного осмысления и сравнения.
          Четвертое: в конце каждого урока даются тесты и упражнения. Воспринимайте их как домашнее задание (какие же уроки без задания на дом!) и постарайтесь выполнить. Учтите также, что каждый отдельно взятый тест может дать неправильный, необъективный результат. Только система определенных тестов может претендовать на некую целостность и объективную картину. Отнеситесь к тестам с легкой иронией, тем более что многие из них даны с шутливым, игровым оттенком.
          И, наконец, последнее, не совсем относящееся к этой книге, но тем не менее... Мне часто приходилось слышать, как многие занятия в университете, на инструктивных сборах, тематических педсоветах назывались занятиями по педагогическому мастерству. Я против этого названия и вот почему. По-моему, обучать специально любому мастерству, в том числе и педагогическому, - бесполезная затея. Можно, конечно, создать особую кафедру, нормативный курс в вузе, а потом принимать по нему экзамен или зачет - все равно даже при блестящем ответе на "отлично" мастере можно и не стать. Мастерство - это знание и умение, это некая система взглядов и убеждений, в конце концов, это весь опыт профессиональной деятельности, как вполне определенное мировоззрение и мироощущение, дарящее окружающим радость и пользу от общения с Мастером. Поэтому ВСЯ подготовка специалиста, его дальнейшее профессиональное становление и развитие должны быть, по сути, подготовкой мастера, который знает, умеет и любит делать свое дело. В конце книги Вы найдете список самых различных работ, которые смогут помочь Вам стать мастером своего дела. Работы самые разные: от теоретических изысканий в области фундаментальной педагогической науки до сборника упражнений по выработке координации движений. Я думаю, Вы сами со временем почувствуете, что конкретно Вам нужно, и выберете литературу по вкусу. А эту книгу прошу воспринять лишь как знакомство с некоторыми вопросами техники нашего поведения, которые помогут задуматься о себе, о детях, об окружающих Вас людях и конечно же о своей профессиональной деятельности.
          Хотелось бы высказать слова признательности и благодарности людям, прямо или косвенно способствовавшим появлению этой книги.
          Прежде всего имею в виду автора техники действий Петра Михайловича Ершова. Открытые им принципы и закономерности поведения человека представляют собой несомненный интерес для пристального изучения и практического использования в любой, в том числе и педагогической, деятельности. В своих последующих работах (См.: Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. - М.: Искусство, 1972; Симонов П.В.. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984; Ершов П.М. Потребности человека. - М.: Мысль, 1990) П.М. Ершов несомненно нашел принципиально новые подходы теоретической и практической значимости к пониманию сущности человека, природы его поступков, характера людских взаимоотношений. Не побоюсь сказать, что, несмотря на сравнительную давность некоторых публикаций П.М. Ершова, идеи, заложенные в них, еще ждут часа внимательного исследования и использования.
          Слова искренней благодарности хочу сказать в адрес Александры Петровны Ершовой, кандидата педагогических наук, которая, во-первых, открыла для меня технику действий, а во-вторых, поделилась огромным опытом проведения практических занятий по овладению элементами техники действий. Именно этот опыт в большой степени способствовал успешной организации и методическому оснащению моих занятий по педагогике.
          Особые слова признательности заслуживает Алексей Иванович Пискунов, академик, заведующий кафедрой педагогики нашего университета. Он способствовал началу моих исследований в области педагогической техники, а впоследствии поддержал основные идеи развития педагогики уже в тех направлениях, о которых я буду говорить в этой книге.
          Этот список можно продолжить, включив в него моих коллег-преподавателей по университету, да и самих студентов, с которыми приходилось работать. Их поддержка, заинтересованность, а иногда и какие-то мысли и идеи, высказанные во время наших занятий, очень помогли мне выстраивать и развивать то, о чем Вы будете читать.
          Итак, начнем наши уроки и посмотрим, что из этого получится. Может быть, и удастся избежать этого одного шага от любви до ненависти? Может, полюбим навсегда и себя, и детей, и педагогику?