ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Имя Гуго Мюнстерберга, возможно, уже знакомо любознательному читателю, например, по недавно переизданному фундаментальному труду "Основы психотехники". Перед вами еще одна книга этого замечательного автора - философа, педагога, психолога - "Психология и учитель".
          Эта книга, несомненно, из числа тех, что ставят проблемы с головы на ноги и вновь, и вновь подтверждают старую, как мир, банальную истину о происхождении всего нового. Помните? Все новое - это хорошо забытое старое, все современные проблемы - плоды нерешенных в прошлом или даже отголоски "вечных" проблем. Книга Г. Мюнстерберга позволяет нам увидеть, нащупать решение многих из них. И пусть нас не смущает год выхода книги в свет: она современнее и "живее" многих трудов, написанных сегодня.
          Начинается книга неожиданным, но очень понятным современному педагогическому психологу заголовком: "Конфликт в современной педагогике". И вам, уважаемые читатели, предстоит убедиться, что хотя современники мэтра давно канули в Лету, их профессиональные и личные мировоззренческие проблемы достались нам по наследству в почти неизменном виде. Их общая суть, если постараться выразить ее просто, заключена в следующих вопросах: кто "главнее" в школе, в постановке ее приоритетов и разработке технологий, педагог или психолог? С чего начинается обучение: с постановки целей или знания научных закономерностей? К чему нужно стремиться в обучении и воспитании: приближению к определенному общественному идеалу или удовлетворению потребностей школьника? Согласитесь, вопросы звучат весьма актуально. И мне приятно сообщить вам, что в этой книге не только созвучные нашему времени вопросы, но и даются определенные, очень ясные ответы на многие из них. Простим автору некоторую вычурность стиля, принятую в его далекие от нас 10-е годы XX века. В этот стиль быстро "входишь", он начинает доставлять естественное эстетическое удовольствие, и с этого момента остаешься один на один с умным, проницательным собеседником-современником.
          Ценность книги Гуго Мюнстерберга еще и в том, что она предлагает читателю стиль профессионального мышления, задает некоторую важную линию размышлений о ребенке, путях его обучения и воспитания, собственной профессиональной позиции. И этой линией, как я уже отмечала, автор расставляет все по своим местам, задает логику рассуждений самим построением текста книги. В общем виде она, эта логика, такова: философия (этика) - психология - педагогическая технология, или более конкретно: цель обучения - закономерности обучения - средства обучения. То есть первичен вопрос "зачем?". В основании педагогики - цели и задачи обучения, а научные факты и технологии - вторичны. Кризис современной педагогики (и для Мюнстерберга и для нас) в том, что эта связь была перевернута и извращена. Педагогические цели стали выводиться из объективных научных знаний о функционировании психики человека, и педагог оказался подручным всесильного в своем объективном научном знании психолога. Но "кто же будет так неразумен, чтобы обращаться к расписанию поездов для решения вопроса о том, ехать ли на север или на юг? Все мы сперва решаем, какой цели мы хотим достигнуть, а затем ищем средства, с помощью которых эта цель может быть... достигнута. И воспитание также должно знать свои цели, намерения и идеалы, прежде чем оно будет в состоянии извлечь пользу из изучения научных фактов в психической и социальной жизни. Воспитание также должно быть уверенно в своих целях, прежде чем окажется в состоянии выбирать факты, которые могут быть для него полезны" (курсив мой - М.Б.). Я подчеркнула бы особо эту мысль Мюнстерберга, так как она задает определенный, весьма перспективный, с моей точки зрения, тип взаимоотношений между научной и практической педагогикой, педагогикой и психологией. К хорошим старым книгам очень трудно писать краткие вступления. В них много ярких мыслей, неожиданных поворотов рассуждений, которые вспыхивают в вашем сознании целым каскадом собственных идей. Лично мне показалось важным в этой книге одно (потому что созвучно научным и философским интересам), вы, уважаемые читатели, скорее всего почерпнете в ней много другого, важного и полезного для себя. Скажем, о сути индивидуального подхода к обучению в частных школах, психологических особенностях мышления или памяти и методах преподавания отдельных дисциплин, роли дисциплины и целях начального обучения, эмоциональном воодушевлении ученика и кросскультурных особенностях педагогического процесса...
          Мне кажется, эта книга писалась не спеша, что называется, "со вкусом", в постоянном внутреннем диалоге с самим собой и потенциальным читателем. Предоставьте ей возможность поговорить и с вами. Это будет хороший, умный и полезный разговор.

С уважением, М. Битянова, кандидат психологических наук.





Джорджу Герберту Палмеру с благодарностью посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга, я надеюсь, сделается источником, откуда учитель будет черпать сведения. Цель ее - представить сущность всего того, что современная психология может дать школе. Но это все же только одна сторона ее задачи.
          Много признаков указывают, что близок поворот в педагогическом процессе. Важные перемены кажутся неизбежными. Возникла педагогическая тревога. Наступило время, когда основные принципы и методы должны обсуждаться с основательностью и без предвзятости.
          И потому нельзя удовлетворяться простой передачей психологических фактов, но более важным делом будет тщательное исследование связи между психологией и воспитанием. Недостаток ясности в этом отношении был одним из наиболее вредных источников путаницы за последние годы. Такого рода исследование быстро приводит к более глубоким проблемам. Мы должны выяснить цели обучения, имея при этом в виду жизненные идеалы. Таким образом, назначение настоящей книги - быть чем-то гораздо большим, нежели руководство, дающее специальные знания. Это книга, проповедующая идеализм и преобразование, стремящаяся создать лучшую школу и дать более высокую оценку призвания учителя.
          Настоящая книга о психологии и воспитании является до известной степени продолжением моих недавно вышедших сочинений: "О положении свидетелей" и "Психотерапия", в одном из которых рассматривается отношение психологии к закону, в другом - отношение психологии к медицине. Все три книги говорят о практической ценности современной экспериментальной психологии для повседневной жизни. Они представляют собой не одну, а три важнейшие стороны прикладной психологии.
          Найдутся люди, которые с радостью откроют, что настоящая книга находится в противоречии с ранее высказывавшимися мной взглядами. Они будут с торжеством указывать на некоторые мои статьи, вызывавшие много споров, где я серьезно предостерегал против пользования психологией в школе. Но такие "друзья" впадают в недоразумение. Более десяти лет тому назад я предостерегал против поспешного применения психологии, когда психологи еще не были готовы доставлять материал, отвечающий потребностям учителя. Я требовал специальных психологических исследований и экспериментов по вопросам воспитания. Именно это требование счастливым образом было осуществлено в течение последнего десятилетия, и потому мне кажется, что настало время для более тесного соприкосновения между лабораторией и школой.
          Кроме того, даже тогда, когда я настаивал на осторожности, я вполне сознавал, какую важную службу психология может сослужить учителю. В своей книге о методах психологии за несколько лет до этих предостерегающих статей я писал, что в будущем всякий учитель должен строить свою работу на психологии. Таким образом, я никогда не изменял своего мнения, и у меня не было никакого перехода из одной педагогической веры в другую. Но я надеюсь, что прежние мои колебания вызовут у учителей известное доверие к характеру моего обсуждения. С вопросами о школе необходимо обращаться консервативно.
          Рассуждения в первой части книги неизбежно принимают местами философский оборот. Немало есть учителей, которые питают неистребимую антипатию к такого рода отвлеченным вопросам. Они могут пропустить главы IV-VIII. С другой стороны, тем читателям, которые чувствуют жизненную важность основных вопросов и которые хотели бы продолжить свое ознакомление с ними, я осмеливаюсь рекомендовать спокойное изучение моего более обширного сочинения "Вечные ценности". Кто пожелал бы подробнее ознакомиться с эмпирическим психологическим материалом, тому придется обратиться к книгам Холла, Джедда, Болдуина, Джэмса, Селли, Торндайка, Хорна, Уиппла и других, но главным образом - к очень разбросанным сообщениям психологических лабораторий. Владеющим немецким языком к экспериментальным исследованиям Лая, Меймана, Штерна, Крэпелина, Цигена, Брана и других, а также к различным журналам, посвященным педагогической психологии.