ВВЕДЕНИЕ

Демократизация общества, происходящая в современных условиях, предъявляет новые требования к школе. Она должна готовить к жизни человека свободного, раскрепощенного и ответственного (обязательно в единстве). Однако свободного человека может воспитать только свободный учитель, а он сам далеко не всегда субъект педагогического процесса, а скорее объект в командной иерархии руководства народным образованием. На наш взгляд, первый необходимый шаг на пути демократизации и переориентации школы на гуманное отношение к ребенку - это свобода творчества учителя.
          Вторым шагом, по нашему мнению, является необходимость изменения отношения общества к учителю. До тех пор пока учитель будет причисляться к разряду работников непроизводительного труда, к нему и относиться будут как к человеку, не производящему ценностей. А между тем развитие личности учащихся - это не только одна из главных, но и одна из самых трудоемких сфер духовного производства в обществе.
          Отсюда вытекает необходимость пересмотра задач школы. До сих пор из всего многообразия задач, поставленных обществом перед школой, она осознает и пытается решать только две простейшие: передачу знаний и навыков. Две же другие, важнейшие для развития как общества, так конкретной личности задачи - воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру - школа не осознает и не решает. А ведь именно творчество, опыт общения, эмоциональные переживания базис развития нравственно-ценностных основ личности. Это, на наш взгляд, третий шаг на пути гуманизации школы.
          Новые задачи предъявляют новые требования к учителю. Нравственное воспитание опирается на личность учителя и требует от него веры в человека, уважения его внутреннего мира и гражданской позиции.
          Интересно вспомнить результаты двух экспериментов, широко проведенных по всей стране в 40-е и 90-е годы. Ученики старших классов писали сочинение на тему "Мой учитель". Оказалось, что учащиеся по-разному охарактеризовали своих любимых учителей. В 40-е годы ученики больше всего в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. В 90-ые годы особо выделили личностные качества учителя: доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться, отстаивать свою точку зрения.
          Открытый, обаятельный, добрый и внимательный к другим, страстно увлеченный процессом познания - вот какой учитель нужен сегодня детям. Мы не ставим под сомнение приоритетность знаний педагога. Но не менее важно профессиональное владение разнообразными технологиями духовного влияния на детей.
          Этим вопросам и посвящена данная книга.