ВВЕДЕНИЕ

Выявление психологических предпосылок активности личности - одна из наиболее важных проблем в психологической науке. С одной стороны, своими корнями она уходит в поставленные в начале XX столетия проблемы теоретического и экспериментального изучения мотивации поведения человека. С другой - любая практическая деятельность психолога и педагога (в проблемных ситуациях) заставляет искать первопричины активности личности: эту активность необходимо либо поддерживать и развивать, либо возрождать, либо содействовать ее изменению к лучшему.
          В практической деятельности работающего с молодежью психолога возникает множество вопросов. Они могут быть связаны и с необходимостью психологической помощи при невротических отклонениях в развитии личности, и с поиском психологических оснований коррекционной работы при разных формах отклоняющегося поведения, при снижении активности в учении, производственном обучении, труде, в жизни в целом. Естественно, что научные представления об основаниях продуктивной активности личности могут стать своеобразной точкой отсчета для объяснения активности непродуктивной. Найдя эти основания и установив их связь с объективной действительностью, можно уже в каждом отдельном случае пытаться организовать те условия, в которых конструктивным образом происходила бы активизация личности. Но как построить отношения с человеком таким образом, чтобы не директивно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с ним как с личностью и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность эффект? Вопрос этот сугубо практический. Однако для психологии он оборачивается серьезной фундаментальной проблемой.
          Один из возможных подходов к изучению психологических оснований активности личности заключается в том, чтобы рассмотреть отношения человека с другими людьми в качестве "ядра", основания такой активности. При этом отношения рассмотреть как совокупность, как целостность, как систему, в их отраженном, субъективированном, ставшем достоянием личности бытии. Этот подход и реализуется в нашей работе.
          Концепция отношений личности продуктивно разрабатывалась в нашей стране В.Н. Мясищевым (1960). Дальнейшее свое развитие она получила в работах А. А. Бодалева (1983), посвященных изучению межличностного восприятия. Основные положения концепции отношений В.Н. Мясищева конкретизированы, главным образом, в патогенетической концепции неврозов и в психотерапевтической практике.
          Представления о том, что психологическое "ядро" личности - это интериоризированный (субъективированный) опыт ее отношений с другими людьми, представления о системах, выполняющих разные функции регулирования, а также работа в контексте проблем саморегуляции личности подвели нас к постановке вопроса о структурно-функциональной организации этого "ядра". Соответственно совокупность отраженных, субъективированных человеком отношений с другими людьми рассматривалась как системная совокупность, наделенная определенными регуляторными функциями. Так поставленный вопрос о "ядре" личности является новым для психологии. Определенное продвижение в решении этого вопроса представлено в ряде наших работ. В них показаны регуляторно-личностные предпосылки трудовой активности школьников, склонности учащихся к алкоголизации, творческой активности личности, общей активности личности на жизненном пути, рассмотрены некоторые регуляторно-личностные аспекты преодоления невротических состояний и профессионального самоопределения учащихся (Ю.А. Миславский, 1985, 1986, 1987, 1988).
          Предлагаемая монография посвящена, главным образом, изложению реализуемого нами подхода к изучению психологических оснований активности личности, обоснованию теоретической модели системы саморегуляции личности, описанию разработанных для изучения саморегуляции личности методик. Выявлены регуляторно-личностные предпосылки активности учащихся при обучении в общеобразовательной школе и ПТУ. Освещены вопросы диагностики саморегуляции личности и использования данных этой диагностики в психокоррекционной и воспитательной работе с учащимися юношеского возраста.
          В целом изложенный в монографии подход к изучению саморегуляции личности и результаты исследований являются развитием разрабатываемых под руководством О.А. Конопкина положений о регуляции человеком своей целенаправленной деятельности.