ВВЕДЕНИЕ

Сложные и многоплановые задачи воспитания строителя коммунистического общества, который, как отмечается в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции", - "соединяет в себе идейную убежденность и огромную жизненную энергию, постоянное стремление к высотам знания и культуры, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи", - требуют дальнейшего серьезного совершенствования всей общеобразовательной системы и в первую очередь средней школы. Решение этих задач предполагает комплексный подход к делу воспитания, о чем говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии.
          В целях формирования всесторонне развитой личности школа призвана более основательно использовать в учебно-воспитательном процессе не только новое содержание учебных дисциплин, но и возможности самой организации познавательной деятельности учащихся.
          Научно-техническая революция и ее социальные последствия предъявляют школе все более сложные требования. И дело не только в том, что необходимо все время повышать качество обучения, но и в том, чтобы школа глубоко и своевременно решала задачи социализации личности учащегося. Социализация, понимаемая как усвоение индивидом необходимого социального опыта, в процессе которого формируется конкретная личность, применительно к школьному возрасту означает овладение определенными навыками работы в коллективе, умением руководить товарищами и подчиняться им, формирование способности ориентироваться в разных видах деятельности и возникающих системах коллективных отношений.
          В этом плане важное значение имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972), в котором подчеркивается необходимость "усилить внимание к вопросам дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения теоретического и идейно-политического уровня преподавания". К совершенствованию учебно-воспитательного процесса относятся и задачи наилучшего использования воспитательных возможностей различных видов деятельности, к которым приобщаются учащиеся за время школьного обучения, в частности возможности коллективной познавательной деятельности школьников.
          В использовании коллективных форм работы на уроке и во внеурочное время многие педагоги видят важный резерв активизации познавательной деятельности учащихся. Много лет в этом направлении работают учителя Мурманской области. Известен также опыт учителей средних школ в Тарту (Эстонская ССР), Омске и других городах нашей страны.
          Данная книга является результатом обобщения опыта школ Краснопресненского района Москвы, где учителями совместно с сектором воспитательных проблем школьного коллектива НИИ общих проблем воспитания АПН СССР проводилась работа по теме "Коллективная познавательная деятельность учащихся и ее воспитательные возможности", а также ряда других школ.
          Понятие "(познавательная деятельность" шире понятия "учебная деятельность", так как круг затрагиваемых в нем вопросов выходит за рамки школьного обучения, обусловленного учебными программами, и охватывает внеучебные формы организации познавательного процесса учащихся (общественный смотр знаний, учебная встреча).
          В процессе обобщения опыта работы школ Краснопресненского района было выявлено, что детский коллектив, обладая богатыми возможностями для активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся, оказывает положительное влияние не только на мотивы, но и на сам процесс обучения. В то же время коллективная познавательная деятельность оказывает воспитывающее влияние как на развитие детского коллектива, на совершенствование его организационной структуры и усвоение им духовных ценностей, так и на формирование индивидуальных интересов, творческих способностей, социального опыта и самоутверждения личности отдельного школьника. Опыт школ Краснопресненского района подтвердил со всей очевидностью, что коллективная познавательная деятельность дает положительные результаты только в сочетании с другими формами и методами организации познавательной работы учащихся.
          Книга, естественно, не охватывает всех сторон сложной, многоплановой проблемы соотношения ученического коллектива и познавательной деятельности школьников. В ней сделана попытка рассмотреть лишь те аспекты проблемы, которые связаны с воспитанием школьного коллектива и основными направлениями формирования личности учащегося. В этой связи анализируются формы организации коллективной познавательной деятельности учащихся, особенности процесса формирования личности учащегося в этой деятельности и основные условия воспитательной эффективности коллективной познавательной деятельности.
          Деятельность и коллектив. За время школьного обучения ребенок включается в различные виды деятельности, в процессе которой он овладевает знаниями, умениями, навыками, у него формируются основные черты личности. В деятельности возникают и развиваются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы. В процессе деятельности развиваются общие и специальные способности, усваиваются нравственные понятия, приобретается жизненный опыт.
          Как показывают наблюдения, воспитательная эффективность всякой деятельности находится в прямой зависимости от ее организации, от продуманности, когда учитываются возрастные особенности детей, происходит необходимое чередование и дозировка самих видов деятельности. Все виды деятельности имеют чрезвычайно важное значение в формировании всесторонне развитой личности школьника. Однако следует отметить, что в воспитательном отношении важна не только сама деятельность и ее конечные результаты, но также те отношения и то общение между детьми, которые возникают в процессе деятельности и по ее поводу. Именно поэтому деятельность, протекающая в коллективе, имеет особенно большое значение для формирования личности школьника.
          К. Маркс писал: "Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков...". Принцип коллективизма был заложен в фундамент строительства советской школы. Вопросам формирования и развития детского коллектива большое внимание уделяли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие видные советские педагоги. Детский коллективизм - одна из основ, на которой строится вся учебно-воспитательная работа в советской школе.
          Многообразная деятельность школьников, как правило, происходит в коллективе. Это может быть коллектив или учебного класса и предметного кружка, или октябрятской звездочки, пионерского отряда и комсомольской группы, или трудовой бригады и любительского клуба, или спортивной секции и художественной самодеятельности и т. д.
          Таким образом, в школе существует целая сеть ученических коллективов, функционирующих часто под руководством комсомольской и пионерской организаций. Каждый из таких детских коллективов имеет свою специфическую цель, свою структуру и органы самоуправления. Школьник, являясь членом разных коллективов, получает более широкие возможности для развития имеющихся у него склонностей и задатков.
          Как показал опыт работы школ Краснопресненского района, деятельность и общение учащихся в коллективе способствует воспитанию у них творческой активности и общественной направленности. При этом очень важно, какая система ценностей сложилась в ученическом коллективе и как она принимается его членами. Она может быть в педагогическом отношении положительной - и тогда служит хорошим катализатором в процессе формирования личности школьника, но она может быть в некоторых случаях негативной - и тогда тормозит этот процесс.
          Коллектив предоставляет широкие возможности для интеллектуального, нравственного и социального развития школьника. Детский коллектив играет весьма существенную роль в обогащении духовного мира учащихся, в усвоении ими теоретических, практических и организаторских знаний, умений и навыков. В практике школ можно найти немало примеров организации и сплочения детского коллектива в процессе различных видов деятельности учащихся: общественно полезного труда, игры, туристских походов, краеведческой работы и т. п. Но, к сожалению, проблема детского коллектива еще мало рассматривается в связи с познавательной деятельностью учащихся.
          Коллективная познавательная деятельность школьников. Анализируя с воспитательных позиций процесс обучения, мы замечаем, что ученический коллектив в нем используется крайне недостаточно, а задачи формирования коллективистских черт личности подчас даже не ставятся. Между тем в формировании всесторонне развитой, личности, особенно ее коллективистских черт, большое место занимает коллективная деятельность. Эта форма организации деятельности является ведущей в сплочении и развитии воспитательного коллектива. Об этом убедительно говорила Н.К. Крупская: "Навыки в коллективной работе создают одновременно и навыки общеорганизационные и навыки известной самодисциплины. Те и другие имеют громадное значение в вопросах организации коллективной жизни".
          Следует различать такие понятия, как "деятельность в коллективе" и "коллективная деятельность". Не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. Можно представить себе деятельность, которая хотя и происходит в условиях коллектива, но по своему характеру сугубо индивидуальна. Правда, сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки "факт присутствия" еще не есть коллективная деятельность.
          Чтобы отличить деятельность учащихся в коллективе от их коллективной деятельности, необходимо определить характерные особенности и отличительные признаки последней. Деятельность школьников является коллективной, если:
          - цель деятельности осознается как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
          - организация деятельности предполагает известное разделение труда;
          - в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости;
          - контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива.
          Исходя из этого, можно сказать, что коллективная познавательная деятельность школьников есть деятельность, организуемая под руководством педагога. Она направлена на овладение знаниями, умениями, навыками и, протекая в условиях детского коллектива, реализует активизирующие познавательный процесс связи и зависимости между учащимися. Большую роль при этом играют органы ученического самоуправления. Коллективная познавательная деятельность предполагает вместо традиционной формулы обучения "учитель - ученик" более сложное соотношение: "учитель - коллектив - ученик".
          Для того, чтобы деятельность в коллективе решала задачи формирования личности школьника, необходимо обращать серьезное внимание на характер общения между детьми. Следует иметь в виду, что ученик, входя в состав различных коллективов, выступает в них и как субъект и как объект общения.
          В процессе деятельности он испытывает на себе влияние других членов коллектива и сам оказывает на них определенное воздействие.
          В познавательной деятельности школьников общение- это важнейшая предпосылка развития познавательного интереса. Кроме того, в условиях современной научно-технической революции значительно возросла роль коллективного труда во всех сферах человеческой деятельности, даже в тех, которые всегда считались сугубо индивидуальными. В наше время человек должен быстро осваивать новые виды и условия труда, быть готовым к перемене труда в зависимости от требований производства и обладать умением постоянно обновлять свои знания. Чтобы справиться с этими задачами, человеку необходимы развитые навыки делового и личностного общения. Коллективная познавательная деятельность учащихся в школе предоставляет большие возможности для овладения такими навыками.
          Организация коллективной познавательной деятельности в средней школе. На опыте школ Краснопресненского района Москвы мы рассматриваем проблему коллективной познавательной деятельности в основном с воспитательных позиций, пытаясь проследить, как эта деятельность влияет на укрепление детского коллектива и развитие личности школьника. Однако, до того как перейти к изложению и анализу современного опыта школ, необходимо четко представить себе место и значение коллективной познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе.
          С первых лет своего существования советская школа стремилась активизировать всю систему обучения. Пропагандировались и всячески поощрялись и коллективные формы организации. Одной из ведущих считалась задача "развить в детях привычку жить, учиться и работать коллективно". В 20-х годах в молодой советской школе активно стала вводиться бригадно-лабораторная система обучения школьников. Появились различные системы организации учебного процесса ("Дальтон-план", "метод проектов" и др.), предусматривающие семестровые задания для бригад - микроколлективов, в которых учащиеся должны были добывать знания и выполнять лабораторно-практические работы по всем учебным предметам. В большинстве случаев бригадно-лабораторный метод противопоставлялся классно-урочной системе, насаждался как единственный, "универсальный" метод обучения, что привело, как известно, к весьма плачевным результатам. Совершенно очевидно, что одной-единственной формой организации учебного процесса - по бригадам нельзя заменить весь арсенал педагогических средств. Неправомерен был отказ от систематической организации обучения. Не было должного контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала. При такой организации обучения возникли переоценка исследовательских способностей учеников и недооценка ведущей роли учителя. И наконец, наблюдалось увлечение коллективными формами работы в ущерб индивидуальной, из-за чего учащиеся не получали систематических знаний.
          Указанные недостатки в начальном периоде развития советской школы были сурово осуждены в специальном Постановлении ЦК партии.
          Это Постановление, сыгравшее весьма важную роль в жизни советской школы, в принципе не отрицало целесообразность коллективных форм работы учащихся. Наоборот, оно подчеркивало, что на разных занятиях, проводимых под руководством учителя, "должны быть всячески развиваемы коллективные формы учебной работы, не практикуя организации постоянных и обязательных бригад".
          В настоящее время многие школы нашей страны, учитывая ошибки прошлого, пытаются использовать в учебно-воспитательной работе коллективные формы организации познавательной деятельности учащихся. Понятно, что эта деятельность не является сейчас самодовлеющей и универсальной формой организации учебной работы. Она в значительной степени обусловливается не только педагогической целесообразностью, но и тем, насколько подготовлены учитель и детский коллектив к таким формам работы.
          Что же конкретно включает в себя организация коллективной познавательной деятельности учащихся в средней школе?
          В основе коллективной познавательной деятельности лежит активное сотрудничество школьников в главной для них труде - учении. Такое сотрудничество, понимаемое как совместная, заинтересованная работа в целях овладения знаниями, умениями, навыками, происходит не только между учащимися, но и между учениками и их учителями. Коллективная познавательная деятельность предполагает создание в школьном коллективе такой системы отношений, которой чужд дух нездорового соперничества, пренебрежительного отношения к отстающим. Она способствует созданию атмосферы доброжелательности, воспитанию товарищеской взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей личной учебе, но и к успехам всего коллектива. Обстановка сотрудничества и доброжелательности положительно влияет не только на развитие познавательной и общественной активности школьников, но и на воспитание детского коллектива.
          В опыте школ Краснопресненского района Москвы система организации коллективной познавательной деятельности практически охватывала три основных направления: 1) создание широкого учебного актива, 2) овладение методикой различных форм организации коллективной познавательной деятельности и 3) четкое управление всей этой деятельностью со стороны педагогического коллектива.
          Организация коллективной познавательной деятельности потребовала прежде всего создания в коллективе школьников разнообразного по своим функциям и увлеченного своей деятельностью учебного актива. Под руководством педагога учебный актив выполнял самую различную работу: ассистентов учителя на уроках и лаборантов на практических занятиях, оформителей и сотрудников учебных кабинетов, информаторов и библиотекарей в классах. В школах Красной Пресни основной фигурой учебного актива стали консультанты по предметам- доверенные лица ученического коллектива и учителя.
          К формам организации коллективной познавательной деятельности относятся такие способы организаций, методы и приемы учебно-познавательного процесса, при которых происходит интенсивное сотрудничество учащихся. Некоторые из этих форм применяются не только во внеурочное время, но и непосредственно на уроках. Например, комментирование учащимися устных ответов и рецензирование письменных работ своих товарищей с последующим обсуждением в классе или создание проблемной ситуации, при которой возникает дискуссия, вовлекающая в активную деятельность широкий круг школьников. Весьма продуктивной на уроке является парная работа и работа в группе.
          Особое воспитательное и дидактическое значение имеет групповая работа учащихся, ибо она по своим свойствам наиболее отвечает требованиям коллективной деятельности. Нахождение наилучшего состава групп и определение оптимального задания для них - сложная и ответственная педагогическая задача, встречающая большие трудности, особенно в начальный период. Групповая работа проходит не только на уроках, но и во внеурочное время под руководством педагога (разнообразные кружки и юношеские клубы, проведение дополнительных занятий, подготовка массовых внеучебных мероприятий познавательного характера).
          Во внеурочное время важное значение в воспитаний общественной направленности личности школьника и положительных мотивов учения имели такие формы организации коллективной познавательной деятельности, как общественный смотр знаний и учебная встреча, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь внимание всего коллектива класса к наиболее сложным разделам программы. Кроме того, школы использовали богатые воспитательные возможности коллективной работы учащихся в предметных кружках, кружках технического творчества, объединениях юных натуралистов, краеведов, любителей искусств и т. д. Многое дает учащимся, например, деятельность КИДа (клуба интернациональной дружбы), организованная по принципу групповой работы: в КИДе имеется ряд секций (групп), где ведется работа по странам и каждая группа изучает одну из стран и ведет переписку с ее школьниками. Коллективные формы организации познавательной деятельности используются также при проведении тематических вечеров, предметных недель, диспутов, викторин, олимпиад и других познавательных мероприятий.
          Коллективная познавательная деятельность в школе не может осуществляться без постоянного управления со стороны педагогов. Это означает, что педагогический коллектив строго следит за рациональным использованием коллективных форм работы в познавательной деятельности учащихся на уроке и вне урока. Педагоги подбирают подходящие для конкретных условий формы коллективной работы, строго определяя ее место среди других форм организации учебно-воспитательного процесса. Для квалифицированного использования различных форм коллективной познавательной деятельности нужна известная подготовка самих педагогов, которая осуществляется на специальных семинарах, педсоветах, методических объединениях и производственных совещаниях. Педагоги, в свою очередь, ведут систематическую работу с учащимися, и прежде всего с учебным активом. На основе изучения личности школьника педагоги осуществляют дифференцированный подход к детям, пытаясь найти общественное поручение для каждого, отвечающее его индивидуальным интересам. Кроме того, большое внимание педагоги обращают на характер отношений, возникающих между учащимися в процессе коллективной деятельности, своевременно корректируя их. При этом педагоги сознательно предоставляют самые широкие права ученическому самоуправлению, активизируя тем самым деятельность комсомольской и пионерской организаций школы.
          В коллективной познавательной деятельности возрастает активность школьной комсомольской организации. Именно о такой активной позиции Ленинского комсомола в решении важнейших задач говорится в Постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции".
          Организация коллективной познавательной деятельности в школах Краснопресненского района способствует успешному решению учебных и воспитательных задач и помогает в значительной степени преодолеть разрыв между учебной и внеучебной работой, существующий во многих школах.