ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в среде научной и педагогической общественности широкое распространение получил термин "личностно-ориентированное обучение". В содержание этого термина, как это часто бывает, вкладывают разный смысл. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода в обучении через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних, слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, активизировавшимися в последние годы в связи с открытием гимназий, лицеев, колледжей, где используются разные формы дифференцированного обучения.
          Данная книга не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим источником по этой проблеме. В ней представлена авторская концепция личностно-ориентированного обучения с позиции психологии, интересующейся прежде всего индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, проявления, развития под влиянием обучения.
          Актуальность поднимаемых в книге проблем обусловлена необходимостью кардинальных перемен не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения - индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности. Специально организуемое обучение является основным, но далеко не единственным источником этого опыта.
          В книге заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания личностно-ориентированного обучения: его проектирования, реализации в практике работы школ. Эти позиции таковы:

Данная книга построена следующим образом. Сначала изложены общие подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения с позиций разных наук: социологии, педагогики, психологии; описаны принципы построения такого обучения. Затем рассматривается технология личностно-ориентированной системы обучения: требования к ее проектированию, условиям реализации. Важное значение придается анализу построения учебных программ, их функциональному назначению с учетом целей и задач личностно-ориентированного обучения; рассматриваются разные подходы к конструированию учебных программ. В заключение описывается личностно-ориентированная модель построения школы с учетом конкретных особенностей ее развития.