ОТ АВТОРА

Перед педагогом всегда стоит сложнейшая задача - формирование личности ребенка. Но особенно усложнилось ее решение сегодня, когда идет перестройка общественных отношений, меняются содержание и технологии воспитания. В школу приходит педагогика сотрудничества, сущность которой составляет внимание к внутреннему миру ребенка, доверие к его силам и возможностям. Такое изменение ситуации, естественно, требует не просто новых приемов и методов воспитания, а построения самого процесса воспитания на новых научных основаниях. В этих условиях значительно повышаются требования к психологической компетентности учителя.
          Под воспитанием здесь и далее понимается процесс взаимодействия с ребенком, деятельность, как индивидуальная, так и совместная с ним, направленная на формирование его личности, моральных, эстетических и других качеств, привитие ему желательных форм и способов поведения. Ребенок при этом является не только объектом, но и субъектом воспитания. Как и любая другая деятельность, воспитание побуждается определенными мотивами (потребностями, идеалами, убеждениями и др.), связано с достижением вполне определенных целей и осуществляется соответствующими способами и приемами, которыми воспитатель должен владеть в совершенстве. Формирование этих целей и приемов, их выбор и оценка прямо или косвенно опираются на психологические знания.
          Основатель педагогической психологии в России К. Д. Ушинский, говоря о сущности воспитания, отмечал: "Главная деятельность воспитания совершается в области психофизических и психических явлений"; он рекомендовал учителю заниматься психологией, читать психологические сочинения, что "может сильно содействовать развитию в нем психологического такта"1. Еще более определенно об учете психологического фактора в воспитании высказался известный психолог С. Л. Рубинштейн. Обсуждая вопрос о формировании личности, он писал: "Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий"2. Требования общества, родителей, учителей, условия жизни ребенка и другие факторы как причины, по его словам, "действуют через посредство внутренних условий", т. е. через особенности ребенка - потребности, интересы, склонности, черты характера, чувства. Поэтому не всегда удается проследить связь между воспитательным воздействием и его результатами и выбрать адекватный прием или метод воспитания.
          Опытный воспитатель в своей работе делает акцент на личность, так как она сама обладает "собственным движением", активностью, направленной на овладение объективной действительностью, в том числе собственным поведением. Сегодняшняя психология интенсивно исследует механизмы этого процесса, накапливает данные о том, когда, активность ребенка возрастает и когда, наоборот, она снижается, когда ребенок, образно говоря, "берется за ум" и когда он безразличен к самому себе, к своей судьбе. Как ни скромны результаты этих исследований, они должны быть поставлены на службу педагогической практике.
          Создаваемая сегодня учителями-новаторами педагогика сотрудничества широко опирается на достижения психологии. В нее органически вошло многое из того, что добыто не одним поколением психологов. Имеются в виду результаты исследований А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Н. Левитова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Селиванова, А. А. Смирнова и других психологов.
          В предлагаемом пособии системно излагаются основные закономерности формирования личности ребенка, общения воспитателя с детьми, содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя. Впервые в психологической литературе рассматривается проблема творчества в области воспитания. Знакомство с этими проблемами, по мнению автора, поможет как студентам, так и уже работающим воспитателям полнее овладеть психологической сущностью воспитания. В пособии также описан ряд методик, которые могут быть использованы студентами и педагогами при изучении школьника как объекта и субъекта воспитания.
          В пособии, наряду с обобщением литературных данных, изложены результаты многолетних собственных исследований. В нем использованы материалы спецкурса и семинарских занятий по психологии воспитания школьников, проведенных с практическими психологами и студентами старших курсов Минского государственного педагогического института (ныне - Белорусский государственный педагогический университет). Обсуждение слушателями поставленных проблем во многом определило окончательный отбор материала и его изложение в данном пособии.